Магазин пластинок nowhereland.ru - виниловые пластинкиВиниловые пластинки nowhereland.ruМагазин для коллекционеров пластинок

Сколько стоит пластинка

Цена на определенную пластинку подчиняется очевидной закономерности: она пропорциональна отношению спроса к предложению. Отсюда, кстати, видно, что редкая пластинка совсем не обязательно будет дорогой: если её никто не знает и не ищет, цена на нее устремляется к нулю. Пластинки же, выходившие огромными тиражами, могут иметь очень высокую стоимость — если это, например, оригинальные пластинки The Beatles, спрос на которые традиционно очень высок уж скоро как полвека.

Спрос диктуется общей популярностью исполнителя, участием в записи известных (особенно в будущем) музыкантов, интересом к лэйблу (некоторые лейблы особо популярны у коллекционеров), внешним оформлением (некоторые любят погорячее — это единственное, чем я могу объяснить то, что кто-то платит деньги за пластинки, например, Fausto Papetti, а еще есть Rutchov & Vladimir с композициями типа "Die Kondome Ist Kaput", и соответствующим дизайном дисков).

Спрос возрастает после упоминания необщеизвестных альбомов в медиа: предыдущим предложением я непроизвольно чуточку поднял спрос на пластинки Rutchov & Vladimir — только тем, что о самом их существовании узнало некоторое количество людей, которые прежде их не знали, и пара-тройка из них, возможно, захочет их купить.

Мода может неожиданно взвинтить цены на прежде никому не известные пластинки: как в середине 1980х волна переизданий psych редкостей подняла цену прежде мало кому известных оригиналов, так в конце 2000х ди-джейский ажиотаж вокруг nothern soul породил массовые трех- а то и четырехзначные ценники на забытые синглы, хоть как-то имеющие отношение к жанру.

Появление первых переизданий на какой-то период сбивает цену на оригиналы. Некоторые владельцы начинают избавляться от дорогих б/у оригиналов в пользу новеньких недорогих переизданий. Затем появляются те, кто, послушав переиздание, возжелал приобрести оригинал, и цены восстанавливаются. Поскольку большая часть заметных редкостей уже переиздана, часто неоднократно, влияние этого фактора будет только уменьшаться.

Размещение в интернете аудио файлов труднодоступных альбомов знакомит с ними интересующихся, что у платежеспособного поклонника винила естественно конвертируется в покупку собственно пластинки. Само знакомство с альбомом X, вышедшего тиражом 100 экземпляров, до эпохи интернета требовавшее лет поиска и сотен/тысяч долларов, не говоря уж о возможности свободно перемещаться по миру, теперь требует пары минут поиска в Гугле.

Экономическая нестабильность провоцирует отток денег из обесценивающихся виртуальных активов и перераспределение их в пользу традиционных материальных: драгметаллов, предметов коллекционирования — именно с этим я связываю наблюдавшийся в кризисный 2009 год рост цен на редкие старые альбомы.

Так сколько же именно, в конце-то концов, стоит пластинка?!
Насчет относительно доступных пластинок есть два ответа: приблизительный и точный, с какого начать?

Приблизительную цену, за которую пластинку можно продать, вы можете определить по ценам, за которые уходили аналогичные экземпляры в последние недели/месяцы. Следите за рынком.

Приблизительную цену, за которую пластинку можно купить, вы можете определить по предложениям, которые в данный момент есть на рынке.

Как и везде, цена, за которую можно купить, всегда выше цены, за которую можно продать.
Плюс расходы на доставку. Плюс риски. Плюс работа того, кто занимается доставкой и берет на себя риски, если ваше время стоит дороже тех денег, которые, при удачном стечении обстоятельств, можно сэкономить, делая все лично.

Точную же цену назначаете вы сами. То есть достаточно сказать себе: эта пластинка стоит столько-то и никак иначе, и вопрос решен. Такой подход экономит массу средств и дарует безмятежный сон человека, после долгих метаний обретшего наконец исчерпывающее знание. Здесь важно контролировать ситуацию, чтобы однажды не проснуться законченным принципиальным рыбаком или другим альтернативным персонажем бородатого анекдота про "шашечки или ехать".

Со мной регулярно заговаривают знакомые и не очень знатоки точных цен на тему: ну я бы взял 1й King Crimson тысячи за 3, но только самое первое издание; ой, давно ищу оригинальный 1й Deep Purple, нужен в минте до $300 и т.п. Это и есть "шашечки" вместо "ехать": подобные запросы сродни искреннему и понятному, но от этого не менее бесперспективному желанию купить Порш по цене Шевроле.

Цены на большие аукционные редкости и вовсе непредсказуемы. Они зависят от того, сколько обеспеченных коллекционеров всеръез захотели наложить руку на данную пластинку. Если есть хотя бы пара неограниченных в средствах желающих, то их дуэль на кошельках может завершиться финальной ценой в несколько раз большей, чем можно ожидать, судя по тому, за сколько подобная пластинка продавалась когда-либо прежде. Всем же остальным участникам торгов в этом процессе будет отведена роль массовки, уж не взыщите.

О состоянии следует сказать особо. Даже близкое к идеальному (NEAR MINT) состояние многих коллекционных пластинок является настолько редким случаем, что это может диктовать очень значительное увеличение цены.
Запечатанные раритеты могут достигать фантастических высот: запечатанный экземпляр Let It Be был продан в 2009 году за $10000+.

Посредственное состояние (VG) интересной пластинки снижает ее стоимость наполовину и более. Рядовая же пластинка в состоянии VG и ниже практически ничего не стоит. Заметьте, что в терминах российской действительности "практически ничего не стоит" эквивалентно примерно 10-15$. Причина проста: доставка любой пластинки из их гондурасов в наше достославное отечество обходится недёшево.

Из всего этого очевидный вывод: если вы не болеете коллекционированием, купите ушам на радость минимально удовлетворяющий вас по состоянию экземпляр и потратьте сэкономленные деньги на что-нибудь более полезное. Если вы все-таки себя не уберегли и заразились этой страстью, купите максимально качественную копию, на которую сможете наскрести денег, предварительно дав себе слово никогда и ни при каких условиях не пытаться её улучшить, иначе вы в этом увязнете навсегда и будете работать всю жизнь на одну пластинку. Оно вам надо?

Вам ведь не мешает жить, что вы никогда не пробовали фильтрованную через бриллиантовую крошку водку, которая стоит миллион долларов за бутылку (говорят, есть такая)? Также и с редкими пластинками: или у вас есть своя нефтяная скважина, и вы просто можете себе позволить выкупить на завалявшуюся в кармане мелочь любой известный в пяти экземплярах оригинал и послушать его под вышеупомянутую водочку, или придется ограничиться меню поскромнее.

У меня нет своей скважины, поэтому я трезво оцениваю, что я могу купить сейчас, что я не смогу купить никогда и что можно купить, если очень захотеть и подсобрать деньжат. Для того же, чтобы отличать одно от другого, желательно иметь минимальное представление о тех самых приблизительных ценах в текущий момент, и не полагаться на сферическую в вакууме "точную цену" или Каталоги цен на пластинки десятилетней давности.

Статья опубликована 29 апреля 2010 г.
Автор статей или переводчик — Дмитрий Шумаков, если не указано иное. При цитировании просим поставить ссылку.