Магазин пластинок nowhereland.ru - виниловые пластинкиВиниловые пластинки nowhereland.ruМагазин для коллекционеров пластинок

Поп — оружие массового поражения

Автор: Владимир Дашкевич
композитор, теоретик музыки, лауреат Государственной премии СССР

Негативную роль попсы в музыке мы сегодня недооцениваем. Вторжение попсы в головы людей, еще не получивших навыки мышления, может привести к тому, что они останутся инфантильными на всю жизнь. Мужчин из таких людей сделать трудно. У женщин биологическая сопротивляемость несколько больше, но мужчин попса ломает капитально. И если захотеть, можно даже увидеть связь между доминацией попсы и демографическим провалом. Потому что из слушателей этого жанра настоящих мужчин не получается.

Вообще, что такое попса? Попса – это плохая популярная песня. Если в 80-е, например, популярную песню создавали профессиональные композиторы, то сегодня назвать профессионалов, которые работают в этом жанре, затруднительно. В эстрадной песне работают люди, которые пишут на очень плохие стихи. Формат определяет убогий лексикон, убогая поэтическая ткань, убогое мелодическое содержание.

Но было бы наивно думать, что такое «сползание» музыкальной культуры возникло само собой. Конечно, за этим стоит социальный заказ. Потому что попса способствует появлению целого класса людей. Это либо те, кого мы называем офисным планктоном, либо просто те люди, для которых культура – понятие закрытое.

А это, конечно, выгодно и власти, и тем, кого мы называем «олигархами». Потому что социальный заказ попсы – это неконкурентоспособность. Люди, имеющие огромные деньги, беспокоятся за свою собственность, а при развитой конкуренции эта собственность перетекает в руки более умелых экономических игроков.

Конечно, это не только наш бич. Но той же Америке, которую можно считать родиной попсы, - там существует 1,5 тысячи симфонических оркестров. Они есть в каждом городе. Там это поддерживается на уровне закона.

А у нас закона о меценатстве так и нет. И наши симфонические коллективы, которые живут на скудный государственный паек, всегда работают на грани халтуры. Ведь если они не будут халтурить и играть в нескольких местах, они не смогут кормить семью. Большие деньги в этом деле зарабатывают у нас несколько монополистов, которые перекрывают кислород молодым талантам. В этом смысле, если бы закон о меценатстве был принят, это был бы реальный рычаг, позволяющий богатым людям помогать культуре напрямую. Ведь сейчас деньги этих людей идут в основном на налоги.

Если бы привилегии для меценатов были у нас такие же, как в цивилизованных странах, это изменило бы дело. В том числе и с попсой.

Источник

Статья опубликована 5 апреля 2012 г.
Автор статей или переводчик — Дмитрий Шумаков, если не указано иное. При цитировании просим поставить ссылку.