Звук пластинки: четыре распространённых заблуждения.
Если вы внимательно прочитали статью "Как делают пластинки", то вы уже догадываетесь, что мнение о том, что пластинки с матрицами 1/1 непременно звучат лучше, чем 2/2, является безосновательным, так как новая матрица не делается с уже использованного лакового диска, а подразумевает повторение процесса с самого начала. Более того, новая матрица может исправлять пропущенные дефекты предыдущей. Сходство в качестве относится, конечно, только к матрицам одного короткого периода. Некоторые пластинки выпускали лет по 10 подряд, и номера матриц зашкаливали за десяток. За такое время могло измениться оборудование, подобраны заново настройки для изготовления лакера, на место опытного звукоинженера мог прийти другой и т.д. Увы, с годами звук винила почему-то обычно менялся отнюдь не в лучшую сторону.
Другое распространённое заблуждение, это то, что ранние матери/стамперы гарантируют лучший звук винила. Мне грустно развеивать этот миф, но не гарантируют. Вполне может оказаться, что 500-я копия с выработанного супер-пупер первого стампера 1G/1G будет звучать хуже, чем первая копия с далекого 50/DD стампера. Вот только определить, какая копия первая, а какая 500-я, нет никакой возможности.
Заблуждение номер три: пластинка с mother 20 выпущена позже пластинки с mother 15. Увы и ах, может быть и наоборот. Представьте, что у компании два завода: большой и маленький. Позитивные матрицы №16-20 попали на большой завод и были израсходованы за месяц. Этот завод запросил ещё и продолжил в том же темпе. Матери №10-15 попали на маленький завод и до 15-й очередь дошла через полгода. Кстати, если на завод привозили несколько матерей или стамперов, я сомневаюсь, что их использовали по порядку их нумерации.
Еще одним заблуждением я назвал бы разделяемое некоторыми коллекционерами мнение, что промо копии звучат хуже, так как стамперы якобы некоторое время "прирабатываются", портя звучание первых копий. Во-первых, кто сказал, что промо копии — это лишь первый десяток-два оттисков? Их могли изготовить сотни, и по промо назначению запросто мог уйти полный тираж с одного стампера. И второе: вышеописанная технология производства виниловых пластинок однозначно, на мой взгляд, предполагает максимум качества именно на более ранних копиях, я не вижу никаких причин для вышеупомянутой "приработки" стамперов. Единственная ситуация, когда первый тираж мог звучать несколько хуже — это некачественное удаление серебряного слоя с матрицы-негатива, в результате чего на поверхности оставались частички серебра. Я не знаю, насколько часто возникал подобный брак, но, наверное, это была скорее исключительная ситуация, чем правило.
К сожалению, только номера матриц практически всегда можно найти на пластинке.
Номера же mothers и stampers ставили, насколько мне известно, только заводы Decca и EMI. Хорошая же новость в том, что на этих заводах печаталось очень много пластинок, выходивших на разных лэйблах. А самое главное, что на этих заводах выходили почти все "родные" пластинки The Beatles, что придаёт теме коллекционирования The Beatles новое измерение, недоступное для многих других исполнителей. Слабо собрать все номера mothers Белого альбома с G стампером и провести исследование, как они коррелируют с нумерацией конвертов?
Чтобы в горьком свете разоблачений жизнь не потеряла смысл, давайте остановимся на том, что лучше всего звучит тот экземпляр, который лучше всего звучит, а не тот, на котором начертаны какие-то магические заклинания. То есть ставите на проигрыватель и сравниваете: никакой мистики. А если нужен самый ранний экземпляр, то вперёд на поиски 1G/1G с самыми ранними номерами матриц. Сколько бы заводов ни было у компании, первый стампер с первой позитивной матрицы в любом случае шел в пресс первым: ведь это было рождение новой пластинки, которого с нетерпением ждали множество вовлеченных в процесс людей, никто не стал бы откладывать этот волнующий момент до тех пор, пока электрохимики сделают второй стампер, если первый уже можно ставить в пресс и через минуту держать в руках долгожданного новорожденного!
Автор статей или переводчик — Дмитрий Шумаков, если не указано иное. При цитировании просим поставить ссылку.