"Закон о болванках" или привет венесуэльским рокерам
9 августа 2011 года Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил решение Росохранкультуры об аккредитации Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова на сбор 1% со стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей, сообщает РИА "Новости".
То есть производители и импортёры продукции, оговоренной законом, будут платить (угадайте, из чьего в итоге кармана) процент РСП.
Предыстория вопроса не менее абсурдна, чем его текущее состояние:
20 сентября 2010 года своё решение по порядку сбора отчислений вынесла аккредитационная комиссия Росохранкультуры, рассмотрев две заявки от желающих этот сбор осуществлять: некоммерческого партнерства "Российское общество по смежным правам" (РОСП) и Общероссийской общественной организации "Российский Союз Правообладателей" (РСП).
И только чуть ли не через месяц, 14 октября 2010 года, было принято постановление правительства "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". То есть на момент дележа медвежьей шкуры в Росохранкультуре медведь ещё попросту не родился! Вслед за этой демонстрацией удивительной прозорливости битва экстрасенсов продолжилась в форме перетягивания этой некогда виртуальной, а потом всё более и более материальной шкуры - уже не телекинетическими средствами, а посредством судебных исков. Опустим подробности всей этой кухни, посмотрим, что у нас в сухом остатке.
Виды аппаратуры, подлежащей обложению в пользу Михалкова и К°, перечислены в приложении к вышеупомянутому закону. Собственно, приложения таких почему-то два, оба в меру нелепые и противоречащие друг-другу, но, предположив, что второй вариант есть варант окончательный, поговорим о нём. Он приводит "перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". Кроме разделов "Оптические носители" и "Ленты магнитные и диски магнитные", в перечне имеется раздел "Полупроводниковые носители", а именно "носители информации прочие записанные или незаписанные". Я осторожно, полушепотом, спрошу: любая микросхема, имеющая энергонезависимую память, является "носителем информации" и пригодна к "воспроизведению в личных целях". То есть и за свою стиральную машину или иной какой современный бытовой утюг, и за музыкальную игрушку ребёнка мне теперь "заносить" Никите Сергеевичу? Или пока только за флешки, сим-карты к телефонам, процессоры компьютеров и отдельные блоки, имеющие память на борту, вроде звуковых и видеокарт и т.п.? Захочется мне, скажем, податься в кинорежиссёры, пойду я прикупить памяти для своего компьютера, чтобы резвее монтировать снятый мною же материал, так Никите Сергеевичу малая толика с того и зачтётся: и поделом, не лезь не в своё дело, иди в сторожа или барабанщики, там пока не облагается.
Но главный раздел "перечня" - самый первый, прошу внимательно прочесть его название: "Оборудование, имеющее звукозаписывающее или видеозаписывающее устройство и использующее магнитные, оптические или полупроводниковые носители". Уже первый пункт далее следующего списка вводит в ступор: "вычислительные машины и их блоки, содержащие устройства ввода или вывода информации". Какое отношение имеет это к звуко- и видеозаписи? Я напомню, устройства ввода - это не видеовход для записи с внешнего источника бесценных фильмов Михалкова, устройства ввода - это клавиатура, мышь, сканер, ручка арифмометра. Устройства вывода - это отнюдь не DVD рекордер, устройство вывода - это монитор, дисплей, механические средства вывода результата арифмометра. То есть не только калькулятор, электронный переводчик, ридер смарт-карт или считыватель штрих-кодов в магазине подходит под это определение, но и электронная игрушка вашего детства "Ну погоди!", сканер валюты и вышеупомянутый дважды арифмометр, будь ему пусто. Более того, корпус от калькулятора и ручка от арифмометра, ибо оне суть "блоки" отмеченных проклятием устройств.
Далее. Взысканию отчислений теперь подлежат "Запоминающие устройства ...на других носителях". То есть на любых. Независимо от их природы. Купил блокнот? Занеси Никите Сергеевичу! Завёл говорящего попугая? Ну и кто после этого "сам дуррак"?
Далее. "DVD-проигрыватели". Поздравляю, теперь DVD-проигрыватель относится к видеозаписывающим устройствам.
Далее. "Цифровые камеры". Ну здесь всё логично - хочешь сфотографировать даму сердца на фоне пейзажа с собачкой - занеси Никите Сергеевичу.
Далее. "Широковещательные приёмники.." (бессмысленный словесный мусор опущен, подразумеваются практически любые радиоприёмники).
Вот трогательный пункт: "Кинокамеры или кинопроекторы, содержащие или не содержащие..." (То есть любые, включая плёночные)
Но, может, я зря брюзжу, и взымание сего сбора поддержит таких незащищённых музыкантов и киноактёров, которых может обидеть каждый?
Но что-то мне подсказывает, что авторы вышедшего в 1970 году где-нибудь в Венесуэле тиражом 500 экземпляров альбома, который я, грешный, когда-то записал на болванку (а зачем мне писать то, что легко доступно в оригинале?), не получат ни от какой фискальной лавочки, михалковской или нет, никогда и ничего. А получат в лучшем случае Басков, Тимоти и Стас Михайлов. Извините, но кроме того, что я никак и никогда не припадал ни тайно ни явно к этим живительным источникам, я не в силах материально и не хочу принципиально спонсировать этих и прочих находящихся "на вершине народной любви" персон.
А теперь о пошлом - о деньгах. РСП предполагает до 20% сборов аккумулировать в неких фондах (надо полагать, основанных самим РСП) поддержки отечественных исполнителей (надо полагать, выбранных тем же РСП), на содержание самого аппарата пойдет якобы лишь 15%. Вышеприведенные цифры озвучивал ещё в прошлом году исполнительный директор РСП, но за время в пути собачка смогла подрасти и сейчас можно встретить цифры расходов на собственное содержание и 25% и даже больше. Чтобы не гадать, какое из чисел ближе к истине, нужно сравнение с уже имеющимся опытом, и оно (сюрприз!) таки абсолютно случайно оказывается под рукой.
finam.info, цитируя Ярослава Свинцова, президента ассоциации "Передовые технологии России", говорит, что в 2009 году РАО (уже имеющаяся структура, собирающая авторские отчисления) непосредственно авторам из собранных 2,777 млрд рублей отчислило лишь 1,593 млрд, или 57%.
Вот мы и разглядели торчащие из-за всей этой суеты вокруг медвежьей шкуры самые что ни на есть шкурные ослиные уши. Стоимость шкуры сейчас грубо оценивается в 150-200 миллионов долларов в год. Теперь понятно, почему так заманчиво быть благородным при ней хранителем, особенно с учетом того, что посторонним, то есть этим самым авторам и исполнителям, достанется от щедрот едва-едва половина, если (привет венесуэльским рокерам) достанется вообще.
Автор статей или переводчик — Дмитрий Шумаков, если не указано иное. При цитировании просим поставить ссылку.