Фонокоррекция: строгость стандартов компенсируется необязательностью их исполнения
Самое интересное в истории с единым международным стандартом фонокоррекции для виниловых пластинок оказалось то, что произошло потом. Точнее то, чего не произошло. А не произошло самого главного: повсеместного полного перехода на этот стандарт. Напомню, что RIAA была компанией американской. В Европе была своя аналогичная организация под названием CCIR (Commite Consultatif International des Radiocommunications), которой заокеанские стандарты были не указ. Кроме того, ряд компаний имели собственные устоявшиеся схемы коррекции, которые они и продолжили без лишнего шума применять. Были и государства, для которых американские стандарты были неприемлемы в принципе. Одно из них вам будет нетрудно угадать - то самое, где ширина железнодорожных путей сделана отличной от таковой у соседей - чтобы, если завтра война, супостат не смог доехать до Москвы без пересадок; где диаметр папирос, в отличие от их буржуазных сигарет, был равен 7.62 мм - чтобы, если завтра война, наш патрон встал супостату поперёк магазина (как, вы не знали, что производство папирос в течение дня перестраивается на выпуск патронов?) и, наконец, если завтра война, чтобы ненавистный супостат не мог культурно отдохнуть между марш-бросками, слушая на своих буржуйских проигрывателях трофейные пластинки ансамбля балалаечников Житомирской областной филармонии.
Увы, сведения о том, какие, где и когда схемы коррекции применялись, неполны и, мягко говоря, отрывочны. То ли документировать техническую сторону производства виниловых пластинок не было принято и немногие посвящённые специалисты не сочли нужным оставить комментарии, то ли это давно никого не интересует, кроме горстки особенно въедливых виниловых гиков, то ли человечество еще просто не готово встретиться лицом к лицу с разгадкой этой великой тайны...
Ввиду отсутствия достоверных данных принято считать, что ситуация более-менее утряслась к середине 1970х годов, с оговорками, что даже в конце 1980х некоторые производители грампластинок не считали нужным следовать рекомендациям RIAA. Но даже те компании, которые строго следовали кривой RIAA в производстве пластинок, были не без упрёка. Дело в том, что эквализация применяется и при записи на магнитную ленту, и в этой сфере тоже существовали свои стандарты, а в свете характера данной статьи правильнее будет сказать, что и в этой сфере не существовало единого стандарта. Кроме собственно американской и европейской версии (после аналогичного сфере пластинок предварительного этапа анархии и многовластия), здесь дополнительное пространство для возможных ошибок вносило ещё и то, что схема эквализации при магнитной записи зависит и от типа ленты (помните 120μs и 70μs на ваших аудиокассетах? - вот это оно и есть), и от скорости записи.
В итоге именно из-за особенностей национального мастеринга магнитных лент американские пластинки обычно имеют более тяжеловесную "середину", чем европейские - по крайней мере некоторые знатоки утверждают именно так.
Для полноты картины упомяну, что даже различные заводы одной фирмы могли, по воспоминаниям современников, использовать разные схемы коррекции, и, более того, отдельные звукоинженеры практиковали "подкручивание" схем эквализации для получения некоего "фирменного" звука.
Ну и, в конце концов, схема коррекции состоит из электронных компонентов, которые имеют определённую точность - хорошо если единицы процентов, а в худшем варианте - десятки, и параметры которых зависят от температуры. Точный расчет фильтров коррекции подразумевает учет не только компонентов собственно фильтра, но и окружения — входного сопротивления следующего каскада, паразитных емкостей, ёмкости Миллера в ламповых каскадах. Кто теперь знает, что там за схемы использовались на пути от микрофона к винилу 40-50 лет назад, особенно если сами схемы коррекции "корректировали" в поисках "фирменного" звука? В свете вышесказанного аудиофильские усилия по построению суперпрецизионного фонокорректора, где (анти)кривая RIAA выдержана тютелька в тютельку и поэтому исходная запись наконец-то восстанет в первозданной красе, мне представляются подобными усиленной полировке зеркала в надежде, что в результате подхода к нему себя любимого в очках и тапочках однажды явится отражение обнажённой Бритни Спирс в 18 лет.
А теперь - практикум. Давайте заглянем в свой корректор/проигрыватель и посмотрим, а какую же схему коррекции он содержит. В самом простом случае это написано в документации. Сложный случай, т.е. необходимость считать значения переходных точек (анти)кривой коррекции самостоятельно оставим за рамками этой статьи, так же как и собственно значения этих точек для разных стандартов, и неизбежные нюансы схемотехники. У вас классическая RIAA коррекция? Поздравляю, на этом оборудовании нельзя слушать старые советские пластинки, нельзя слушать многие европейские пластинки 1960х, и ещё много чего нельзя слушать. Вы используете корректор древнего отечественного усилителя? Если там реализована CCIR схема, то американские (и прочие, соответствующие стандарту RIAA) пластинки будут звучать неправильно. Далее с 1960 года в ГОСТах была утверждена RIAA коррекция, но, если, как говорят, она соблюдалась при производстве пластинок без особого рвения, то я не стал бы давать голову на отсечение, что в усилителях она реализована безупречно. А если вам приходится слушать пластинки 1950х (неизбежный этап для любого любителя пластинок, интересующегося оперой, симфонической музыкой, джазом, фолком, блюзом...), или, что ещё суровее, пластинки из эпохи 78 условных оборотов (условных потому, что там добавляются ещё и варианты возможных скоростей), то у вас серъёзная проблема: в те годы использовался такой букет вариантов коррекции, что обзавестись аппаратурой, пригодной для аутентичного прослушивания пластинок тех лет, становится весьма нетривиальной задачей. И рано или поздно, если вы относитесь к звуку с уважением и слушаете различную музыку, вам придётся покупать или рассчитывать и делать самому фонокорректор с переключаемыми схемами коррекции.
Но плохие новости рано или поздно кончаются, и приходит черёд новостей хороших. А хорошая новость состоит в том, что отличия кривых различных схем коррекции не настолько велики, чтобы ошибка с выбором коррекции делала прослушивание не то что невозможным, а зачастую даже ощутимо некомфортным. Так что до тех пор пока средства / время / знание электроники вам позволят обзавестись универсальным фонокорректором, не забивайте себе голову огорчениями по этому поводу и наслаждайтесь теми пластинками, которые у вас есть: хорошую музыку не в силах испортить никакой неправильный корректор.
Автор статей или переводчик — Дмитрий Шумаков, если не указано иное. При цитировании просим поставить ссылку.