Долгоиграющие виниловые пластинки: история LP
Винил как материал для пластинок стал использоваться очень давно, заявка на патент, предлагающий делать пластинки из винила, была подана в августе 1931 года. Первые виниловые пластинки выпустила фирма RCA Victor в 1932 году. Они предназначались для проигрывания на скорости 33 оборота, имели диаметр 30 см, меньше шумели и не были такими хрупкими, как пластинки из шеллака, а дорожки имели такие же, как обычная граммофонная пластинка.
Сперва виниловые пластинки использовались исключительно как transcription discs, то есть для записи программ для радио, которые проигрывались лишь один раз при передаче в эфир, затем RCA попробовали продавать такие пластинки на массовом рынке.
Эксперемент, увы, оказался крайне неудачным: используемый винил оказался слишком мягок для тяжёлых звукоснимателей тех лет, которые просто прорезали рабочий слой после нескольких проигрываний. Поток жалоб от покупателей был таков, что RCA была вынуждена свернуть продажу пластинок и отозвать диски нового формата.
С 1939 Columbia Records занялась разработкой технологий и массовой аппаратуры для записи на винил и воспроизведения с него. Проблема была не только в мягкости материала. Поскольку главным достоинством винила была возможность нести намного более тесные дорожки, это требовало новых технических решений по работе с более тонкими дорожками и в записи и в воспроизведении. Работы были прерваны войной, в итоге прошло почти десять лет, и только в 1948 году Columbia представила первый настоящий лонгплей.
Напомню, что все предыдущие 50 лет звукозаписи знали только одну норму: до четырех минут на сторону. С конца XIX века поменялось множество форматов, материалов, скоростей, даже самих принципов записи и вопроизведения звука, не изменилось только одно: не было абсолютно никакого массово доступного способа записать и прослушать произведение длиною более 4х минут.
20 июня 1948 года в Waldorf-Astoria Hotel в Нью-Йорке Columbia провела первую презентацию долгоиграющей виниловой пластинки: на сцене была водружена двух-с-половиной-метровая колонна из обычных граммофонных пластинок, а напротив — равная по времени звучания стопка долгоиграющих пластинок высотой сантиметров в 40. Сперва была проиграна полностью обычная пластинка на 78 оборотов, а когда она окончилась, оборвав, как обычно, музыкальную фразу посредине, воспроизведение этого же произведения было продолжено на LP c прерванного места.
На встрече с дистрибьюторами в Atlantic City был использован другой трюк: была подготовлена речь длиною в продолжительность "Щелкунчика", и в начале речи на пластинку опустили иглу. Речь продолжалась 23 минуты, и всё это время на заднем плане негромко продолжала играть пластинка - ОДНА пластинка. Когда речь окончилась и докладчик снял иглу с окончившейся вместе с речью пластинки, публика неистовствала. Все понимали, что это — новая эра в музыкальной индустрии.
Это была хорошо подготовленная сенсация: уже с 1939 года все свои записи Columbia дублировала дополнительно в формате 33 rpm, и когда публике был представлен новорожденный LP, все конкуренты мгновенно оказались далеко позади: Columbia сразу предложила рынку записи девяти последних лет в новом качестве, а конкурентам пришлось срочно копировать для нового формата свои архивы с шеллака со всеми сопутствующими шумами и с извинениями по поводу низкого качества, напечатанными на конвертах.
Оказавшаяся в аутсайдерах RCA, враз потерявшая весь рынок классической музыки, колоссальные деньги и некоторых ведущих артистов, сумела запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, запустив в оборот в феврале 1949 года пластинки на 45 оборотов. Но никакой конкуренции LP они, конечно, не составили.
Да, кстати: long-playing пластинки выпускают многие, а LP - только COLUMBIA RECORDS, другие на этот термин прав не имеют. Формально, конечно, так как "LP" давно стало общепринятой аббревиатурой де-факто.
Автор статей или переводчик — Дмитрий Шумаков, если не указано иное. При цитировании просим поставить ссылку.